Музыкальное развитие детей
Программа занятий
Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством элементарного музицирования
К темам, касающимся детского элементарного музицирования, обращались многие ведущие педагоги, психологи, теоретики и практики - К. Орф, Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, Б. М. Теплов, Т. С. Бабаджан и другие.
Элементарное музицирование оказывает благоприятное воздействие на детей и представляет большой интерес для изучения. К счастью, на сегодняшний момент мы имеем доступ к большому количеству работ, посвящённых этой теме.
Немецкий музыковед Карл Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности на общее развитие музыкальности детей и разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования.
Многолетний исследовательский опыт Карла Орфа послужил фундаментом для дальнейшей работы многим современным теоретикам и педагогам.
И, кроме этого, у каждого музыкального руководителя и педагога музыканта, работающего с детьми, накоплен свой собственный практический опыт в этой области.
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование – это первая ступень в развитии музыкальных способностей ребёнка, включающая в себя музыку, речь и движение.
Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах дети, приобретая новые умения и навыки, готовятся для дальнейшего более сложного этапа – к игре в оркестре.
Для того чтобы работа в этой области была успешной необходимо выстроит систему кропотливой подготовки.
Уже в младшей группе малыши знакомятся с шумовыми музыкальными инструментами и простейшими приёмами игры на них. Дети постепенно начинают чувствовать ритмическую пульсацию, учатся хлопать в ладоши в такт музыке и ритмично извлекать звук на шумовых инструментах.
Прекрасным дополнением к общеизвестным инструментам являются самодельные «шумелки», изготовленные из бросового материала. В этой области нет предела для фантазии. Подойдут любые не бьющиеся баночки с плотно закручивающейся крышкой (см. рисунок 1). Наполнение тоже может быть разным: крупа, пуговицы и т.д. В зависимости от наполнения можно достичь разнообразной палитры звуков.
Рисунок 1
Использовать шумовые музыкальные инструменты можно в игровой, танцевальной деятельности и использовать в озвучивании сказок. Дети с большим восторгом озвучивают маленькие забавные истории и знакомые сказки.
В средней группе благодаря применению дидактических игр, пособий и упражнений продолжает развиваться слуховое внимание. «Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки» [3].
В этом возрасте ребятам уже под силу повторить не сложный ритмический рисунок и подобрать подходящий ударный или шумовой инструмент в зависимости от характера музыки. Продолжается работа по озвучиванию сказок и интересных историй. Дети средней группы знакомятся с металлофоном приёмами игры на нём. Осваивают простые попевки на одном звуке и приём глиссандо.
Авторское упражнение «Птичка»
Птичка пролетала
Крылом нам помахала – изображают движением полёт птицы
Полетела вверх – глиссандо на металлофоне вверх
Полетела вниз. – глиссандо на металлофоне вниз.
Зерна увидала
Клювом застучала -
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. – изображение стука клюва.
С детьми среднего возраста можно использовать разный ритмический рисунок в последней строчке упражнения «Птичка» (см. рисунок 2).
Рисунок 2
К старшему дошкольному возрасту у детей происходит закрепление представлений и ритмическом рисунке. Детям становится доступным исполнение на металлофоне попевок, расположенных уже на нескольких звуках.
В работе со старшими дошкольниками очень полезно включать в музыкальные занятия задания связанные с игрой по слуху. Это не просто и требует особой подготовки – постоянного развития ритмического и ладового чувства. Прекрасно подходит для подготовки детей «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной, представляющий собой попевки. Музыкальный материал в нём построен по принципу сужения различаемых интервалов - от октавы и до примы.
Пропевание мелодии во время игры на инструментах развивает музыкально-слуховые представления, помогает лучше представить направление движения мелодии. Если ребёнок интонирует не чисто, то игра на металлофоне с пением способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Всё это способствует развитию слуховой координации и чистоты интонации.
Авторское упражнение «Принцесса в башне»
В высокой башне жила прекрасная принцесса – лейтмотив принцессы исполняется на металлофоне.
Она была туда заточена злой колдуньей – звук шумовых инструментов.
И вот однажды узнал о принцессе прекрасный принц и решил её спасти – лейтмотив принца исполняется на металлофоне.
Сел принц на своего коня и поскакал к башне – дети цокают язычком и стучат ритмично по коробочке.
Прискакал принц к башне. Остановил коня – цокают язычком всё медленнее и медленнее.
Подходит принц к огромной и скрипучей двери замка – дети изображают голосом скрип двери.
Замок современный и в нём есть лифт. Принц поднимается на верхний этаж башни – глиссандо голосом и на металлофоне вверх.
Принц спасает прекрасную принцессу и спускается на лифте вместе с ней вниз – глиссандо голосом и на металлофоне вниз.
Принц и принцесса садятся на коня и возвращаются в королевство – дети цокают язычком и ритмично стучат по коробочке.
Сказку можно дополнить другими сказочными персонажами и лесными жителями, которые могли повстречаться принцу и принцессе по пути. В связи с этим появляется возможность использовать самые разнообразные инструменты для озвучивания сказки.
В работе можно использовать цветные карточки и инструменты с цветными пластинами. Это поможет детям легче сориентироваться. Музыкальный материал постепенно усложняется от игры на двух соседних звуках, до различения движения мелодии вниз через ноту, диапазон пьес для музицирования расширяется.
В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Одним справиться с заданием легко, а другим требуется длительная детальная подготовка.
Следующим этапом обучения является игра в оркестре. Важно научить детей соотносить свою игру на инструменте с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.
При выборе репертуара для детского оркестра необходимо учитывать исполнительские возможности детей. «Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами; фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки не сложными (предпочтительны остинатные ритмы, т.е. многократно повторяющиеся ритмические обороты) [1].
Большую пользу приносит использование элементов ритмической гимнастика, авторской педагогической методики, которая принадлежит Эмилю Жаку-Далькрозу. Им создана система приобщения к музыке путём передачи её динамики, эмоционального характера и образного содержания посредством пластических движений под музыку, а также система тренировок, содействующих выработке абсолютного слуха, способности к музыкальной импровизации. Эмиль Жак-Делькроз стремился развить и усовершенствовать нервную систему и мускульный аппарат своих учеников для приобретения ими чувства музыкально-пластического ритма. Согласно его теории, музыкальный ритм должен быть не объяснён и усвоен, а «телесно пережит», претворён в движении.
В результате систематических занятий и упражнений по элементарному музицированию с включением игровых приёмов можно наблюдать прекрасные результаты. Дети осваивают приёмы игры на разных видах музыкальных и шумовых инструментах, происходит развитие чувства ритма, а дети старшего возраста приобретают опыт игры в оркестре. Результаты проведённой работы дети могут успешно продемонстрировать на праздничных мероприятиях сада и конкурсах.
Таким образом, элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Литература
- Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 269 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь / Н. А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1990. – 129 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2001. – 95 с.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»